(PAEONIA) сем. Пионовые |
|
|
|
|
|
В конце XIX-начале XX века в Европу и США из Японии завезли сорта пиона молочноцветкового с необычной формой цветка: у него один-два ряда внешних лепестков, а в центре — стаминодии (тычинки, трансформированные в узкие язычковые лепестки). Пестики (плодолистики) были нормальными, фертильными, а стаминодии, как правило, стерильными. Белые, розовые или красные внешние лепестки в сочетании с желтыми стаминодиями придавали пиону особую оригинальность. Легкие, воздушные цветки, как бы парящие в воздухе, подобно огромным бабочкам, стали называть “японскими”. Листья с гофрированными краями, добавляли растениям экзотичности. 'Ама
Но Соди'
Облик “японцев” совсем не совпадал с представлением об идеальной форме цветка пиона, которое к тому времени сложилось на Западе. Столетием раньше, в начале XIX в., из Китая в Европу попали так называемые китайские пионы, тоже сорта п. молочноцветкового. В течение 100 лет европейские селекционеры, прежде всего французские, используя сорта из Китая, работали над созданием махровых пионов с большим количеством лепестков. Идеальной считалась розовидная форма (иногда ее называют “полностью махровая”). Такой цветок, характеризующийся плавной округлостью, состоит из крупных лепестков, плотно и равномерно заполняющих весь его объем. До недавнего времени по инерции все сорта п. молочноцветкового продолжали называть китайскими, хотя, внешне они уже не похожи на старинные китайские культивары, а по происхождению относятся к п. молочноцветковому, произрастающему в Забайкалье, Манчжурии и Монголии. В течение XIX в. цветки этих пионов приобрели форму, соответствующую европейским вкусам того времени, составив основу так называемой классической части современного сортимента. До сих пор культивары с розовидной формой остаются наиболее популярными и распространенными, особенно в России. Казалось, что японские пионы повторят судьбу китайских — название останется, а исходные сорта исчезнут. К счастью, этого не случилось. В XIX столетии значительные изменения в жизни общества утвердили многообразие эстетических вкусов и направлений в искусстве. Появление японских пионов совпало по времени с ростом интереса к культуре Востока. Новые пионы очаровали многих, став предметом для подражания. Селекционеры Запада начали выводить подобные сорта, и уже во втором десятилетии XX века в садовой классификации выделили группу культиваров с японской формой цветка. Работая над созданием таких пионов,
оригинаторы включали в эту группу все новые сеянцы, не похожие на исходные
растения. Так, сюда попали сорта с анемоновидной формой цветка, отличающиеся
значительно более широкими внутренними лепестками — петалодиями, и даже
практически махровые культивары с кольцами стаминодий в короне или центре.
Количество японских пионов продолжает увеличиваться, составляя сегодня 10-15% современного сортимента травянистых пионов, хотя многие культивары мало похожи друг на друга. Как это иногда случается, сами японцы долго не представляли, какая же исходная форма, созданная в Стране Восходящего Солнца, послужила основой для столь обширной и неоднородной группы. В Японию травянистые пионы попали из Китая с буддийскими монахами в VIII-IX вв. И, строго говоря, в соответствии с терминологией европейцев их тоже можно отнести к китайским. Согласно современной систематике они происхождят от видового п. молочноцветкового (P. lactiflora). Теперь известно, что выведением японских
пионов занимались в нескольких центрах (клубах) страны. Каждый клуб строго
придерживался своих правил в отношении формы цветка, поэтому она значительно
варьировала. К примеру, известный сорт 'Kokaden', использованный
селекционером Ито для создания первых межсекционных гибридов (гибридов
Ито), имел полумахровые белые цветки. Риоджи Хашида (Ryoji Hashida)
установил,
что первые японские пионы, попавшие на Запад около 100 лет назад, соответствовали
типу “Хайго” (Higo), созданному в Кумамото
(Kumamoto) в период
с середины XVIII до 60-х гг. XIX века. В городе-крепости Кумамото воины-японцы
объединялись в клубы по цветочным культурам, в них они занимались селекцией
и устраивали выставки. Здесь вывели пион с 10-14 лепестками и небольшими
стаминодиями, свободно расположенными в чаше цветка, и назвали эту форму
“Хайго”. Было получено много сортов такого типа, но распространять их запрещалось.
Подобные клубы по интересам существовали и в других районах Японии. После
окончания феодального периода в 1867 г. класс воинов перестал существовать.
Запреты на продажу исчезли, и пионы попали в другие страны. Клубы цветоводов
утратили кастовость и в более демократичной форме существуют до сих пор.
Хашида отмечает, что в торговой части города Эдо (ныне Токио) в 1858 и 1860 гг. проводились выставки пионов, на которых экспонировалось соответственно 36 и 118 сортов. Типы цветков, созданных в Эдо, отличаются от “Хайго”: одни почти полумахровые с возвышающимися в центре длинными вертикально закрученными стаминодиями, другие — близки к европейской анемоновидной форме. Интересно, что западные селекционеры, самостоятельно создав сорта, сходные с типами “Эдо”, тоже включили их в исходную группу японских. Большая часть современного сортимента этих пионов создана в США. В условиях средней полосы России “японцы” достаточно надежны и холодостойки, нормально растут, вступая в пору обильного цветения, как все сорта п. молочноцветкового, на 3-4-й год после посадки. Некоторые сорта с красными внешними лепестками развиваются медленнее и начинают обильно цвести на 1-2 года позднее. У подавляющего большинства культиваров — средние и средне-поздние сроки цветения: в Подмосковье — 20-30 июня. Американские селекционеры вывели несколько межвидовых гибридов п. молочноцветкового и п. лекарственного с японской формой цветка и более ранними сроками цветения, ближе к середине июня. Самые известные из них — темно-красные 'Уолтер Мейнс' и 'Чоколит Соулджер'. Агротехника “японцев” традиционна. Пионы, особенно темноокрашенные, желательно высаживать в местах, защищенных от ветра и притененных в полуденные часы. Эти сорта используют чаще всего в озеленении и на срезку для создания элегантных цветочных композиций. Все известные пионы японской формы — контрастно-двухцветные (из-за различной окраски внешних лепестков и стаминодий). У белых и светло-розовых сортов стаминодии обычно желтые, а у темноокра-шенных — снизу того же цвета, что и лепестки, но с золотистыми кончиками. Из распространеных в России культиваров п. молочноцветкового с японской формой отметим следующие: с белой окраской лепестков — 'Бу Ти', 'Джон ван Леувен', 'Дрим Мист', 'Йеллоу Кинг' (исключительно жизнестойкий и обильный сорт), 'Карарра' (с длинными светло-желтыми стаминодиями), 'Мун оф Ниппон'; с розовой — 'Ама Но Соди', 'Бетти Гроф' (с крупными стаминодиями), 'Велма Аткинсон' (ранний), 'Вес-тернер' (устойчив в срезке), 'Жемчужная Россыпь', 'Кинсуи', 'Кукени Джиши', 'Неон', 'Сюрприз', 'Фазе Топ' (махровый с кольцом золотых стаминодий), 'Хит Парейд'; с красной — 'Акрон' (с двухцветными стаминодиями), 'Гей Пари', 'Чарльз Бурджес', 'Уаит Кэп' (анемоновидный с белыми петалодиями). “Японцы” в России сегодня очень популярны.
К тому же, их удобно использовать в селекционных целях в качестве материнских
растений. Большинство из них стерильно по отцовскому признаку, и изоляция
необходима лишь на период опыления. Среди гибридных сеянцев иногда появляются
растения с материнской японской формой цветка (например, 'Мамино Сердечко'
селекции автора).
В. Дубров "Пионы из Японии" // "Цветоводство" - 2003 г. - №3. |
Посещений страницы: 33645 |